ru_simulism


Наша реальность - симуляция?


Previous Entry Share Next Entry
Закон Кармы, или О социальном применении VR
gritzhald wrote in ru_simulism
Запись эта первоначально не планировалась для публикации тут, будучи рождена склеротичными извилинами автора ещё в октябре прошлого года. Поэтому не сердитесь на её несколько выпадающий из общей киберпанковски-сингулярной стилистики сообщества слог.
Тем не менее её можно назвать частично относящейся к теме сообщества.
Потому как она представляет собой ещё одну попытку ответа на вопрос: "Зачем высокоразвитой цивилизации может понадобиться полномасштабная Виртуальная Реальность?"
Попытку, надо сказать, не вполне оригинальную.
Пересекающуюся во многом со старинными фольклорными представлениями.

Слышали ли вы когда-нибудь о Законе Кармы?
В него верят многие. У многих он на слуху. Тем не менее он - практически никогда - не срабатывает. А если и срабатывает, то так тонко и замаскированно, что это проще списать на законы вероятности, чем всерьёз уповать на метафизическое возмездие или трепетать перед ним.
Но люди всё равно почему-то в него верят.
Почему?
Представим себе, что существует некий глобальный над-мир, мир эльфов или ангелов, которые так высокоцивилизованны и при этом владеют столь разрушительными технологиями, что общество их могло бы разрушиться от одного-единственного попавшего в их среду хулигана. Или хулиганы просто раздражают их высокорафинированный цивилизованный взор.
Трудно сказать.
Они создали виртуальную реальность, в которую помещают каждого будущего гражданина, прежде чем он получит соответствующие социальные права. Эта виртуальная реальность носит обучающий характер. Обучающий в этическом плане - хотя, возможно, и не только.
Это, собственно, наш мир.
К чему тут Закон Кармы? В нашем мире, как уже говорилось выше, почти не действующий? Не торопитесь. Да, Закон Кармы должен действовать, поскольку у обучаемых должны выработаться соответствующие рефлексы на уровне сознания и подсознания, но обучение не должно быть грубым. Диссонанс между присутствием Закона Кармы в виртуальных мирах и отсутствием его в реальном мире не должен быть слишком резким - иначе по выходе из виртуальности гражданин почувствует себя зверем, вырвавшимся на свободу.
Но переход может быть плавным.
Можно создать целую цепочку виртуальных миров, в части которых Закон Кармы действовал бы явно и жёстко, вплоть до немедленного выпавшего зуба и боли в щеке после удара по чужой физиономии, а в другой части - столь тонко и неуловимо, что иногда к моменту его срабатывания большинство людей и забывало бы, с чего всё началось. Как в нашем мироздании.
При этом, хотя переход из мира в мир в направлении смягчения законов должен приветствоваться, но память о пребывании в предыдущих мирах должна стираться. Сознательная память. Хотя бы для того, чтобы индивидуум всерьёз верил в опасность смерти.
А подсознательная - её надлежит оставлять.
Следя за реакциями и поведением воспитуемого гражданина, можно определить, на какой уровень виртуальной карусели его надлежит в следующий раз отправить. Ведёт себя так, словно Закона Кармы и нету, ориентируясь лишь на существующий в данном мире его уровень или вообще не ориентируясь на него? Отправляем на предыдущий или вообще на нулевой уровень - пусть вновь хлебнёт Закона Кармы в полную силу.
Не отсюда ли у многих из нас вера в этот закон?
Иррациональная.
Ну, или почти иррациональная - если мерять мерками нашего мира. Но мы подсознательно помним, что в прежних мирах нашего обитания Закон Кармы работал.

  • 1
(Deleted comment)

Re: немного о виртуальности

Чтобы существовала виртуальность N-го уровня, необходимо существование виртуальности уровня "N минус 1". Путём математической регрессии приходим к выводу о необходимости существования виртуальности уровня "0", то есть реального мира.

Всё это, конечно, следует понимать очень упрощённо. К примеру, некий виртуальный мир может создаваться из общего субстрата совместно обитателями виртуальностей седьмого и семнадцатого уровня - как тогда определять уровень создаваемого мира, как восьмой или как девятнадцатый? Кроме того, если допустить, что виртуальность, структурно неотличимую от нашего мира, создают в разных экземплярах на разных виртуальных уровнях, то не до конца ясно, как нам определить своё местонахождение. Сама человеческая психика также может пониматься как виртуальность своего рода. При этом каждый виртуальный мир по-своему реален - показанная в фильме Матрица, к примеру, реально существовала в виде электронных импульсов.

Что обычно понимают под виртуальностью?

Информацию, вводящую ум в глобальное, всеохватывающее и постоянное заблуждение относительно природы окружающего мира. Поскольку такая информация обычно не может возникнуть сама по себе, то она подразумевает существование обманщика. Сам же обманщик скорее всего должен владеть более правдивой информацией об окружающем мире - хотя бы потому, что не находится в плену своей лжи. Хотя и не факт - теоретически он может находиться в плену другой лжи - но это в свою очередь переводит стрелки уже на другого обманщика. Таким образом, поднимаясь выше по "древу обманщиков", рано или поздно мы вышли бы на того или на тех создателей обмана, кого уже никто целенаправленно не вводил в заблуждение, и их-то можно считать обитателями реального мира.


(Deleted comment)

Re: немного о виртуальности

Все моменты времени равноправны и поэтому номер каждого момента условен, но номер виртуальности - не вполне. Обладая физическим устройством, каждая виртуальность существует в виде чего-то - будь то электронные импульсы в компьютере, грёзы грибомозга или что-то ещё - и это физическое устройство собственно и является "нулевым" уровнем, даже если его нельзя постичь. Утверждение же, что рекурсия виртуальностей бесконечна, по сути сводится к утверждению об отсутствии существования или физического устройства у чего бы то ни было, что является самопротиворечивой игрой слов. То, что совсем не существует, не может существовать даже как виртуальность или служить средой для неё.


(Deleted comment)

Re: немного о виртуальности

Суть не в том, что мы видим непосредственно вокруг себя, что видит воображаемый Архитектор Матрицы при взгляде за свои мониторы или что видит гипотетический Создатель Вселенной при взгляде на Архитектора Матрицы. Все эти цепочки переведений взгляда с комикса на комикс, с картинки внутри на картинку снаружи и от картинки снаружи на картинку ещё более внешнюю несущественны. Речь здесь идёт о том, как всё устроено "на самом деле" - если, конечно, считать, что бытие существует. Не "бытие, как мы его трактуем или воспринимаем внутри своей возможной симуляции", а бытие вообще. Сейчас модны околосолиптические или антиреалистические концепции, отрицающие существование бытия вообще или по крайней мере его познаваемость, но вряд ли эти концепции полезны. Если же признавать за "бытием вообще" объективное существование, то следует сделать следующий шаг и признать: всё, что существует, существует каким-то образом. Не с точки зрения нарисованных или запрограммированных человечков, а вообще. Само по себе. Объективно.


Re: немного о виртуальности

> В итоге, я не вижу возможности для однозначного
> утверждения, что "нулевой уровень" непременно должен быть.

Друзья, давайте для начала рассмотрим задачу попроще. Есть два мира, А и Б, какой из них более реален, чем второй?
Какие могут быть критерии? Тот, который более детерминирован, с точки зрения второго? или который менее? Более сложный? или обладающий большими степенями свободы? Тот, который может вместить множество миров, подобных второму миру? или способный пережить абсолютную гибель второго?

Предложу четыре кандидата для сравнений.
1. Наш мир
2. Мир сновидений человека
3. Компьютер, в миллиарды раз более мощный, чем мощнейший из современных, взаимодействующий непосредственно с мозгом современного человека
4. Мир чистой математики, без малейших следов физического мира

Re: немного о виртуальности

Не существует никакой точки старта...Нет никакого абсолютного нуля...Возможно ли исследовать какие-либо проблемы серьезно, заранее отвергая что-либо по определению?)

Re: немного о виртуальности

Стало быть, мы должны признать, что сама возможность создавать виртуальность в некоторой среде вполне однозначно свидетельствует в пользу того, что такая среда является также... виртуальной.

Так может...
реальности вообще не существует?
-------------------------------------------
Еще раз прочитал пост-блестящий вывод!))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account